среда, 30 марта 2016 г.

Тесты и пробы на внушаемость и гипнабельность. Часть 2

Первую часть тестов на внушаемость, Вы можете прочитать по ссылке.

Тест падения вперед. Если клиент (пациент) успешно потерял равновесие в предыдущем тесте (человек может просто покачнуться назад, при хорошей же внушаемости — падает), то можно переходить к тесту падения вперед. У вас может возникнуть вопрос: а к чему, собственно, продолжать эти тесты, ведь внушаемость проверена: рука уже потяжелела, равновесие человек потерял — значит, внушаем, можно проводить сеанс гипноза. Друзья мои, сеанс уже идет, он в самом разгаре! Гипноз начинается с первой секунды общения пациента и врача, клиента и гипнотизера. Абсолютно необязательно так называемое официальное наведение транса. Человек может и не знать, что его гипнотизируют.

Мне припомнился такой случай. Как-то в беседе с одним челябинским психотерапевтом я заметил, что «проваливаюсь» в транс. Собрав в кулак весь свой профессионализм, я из этого состояния вышел и вел беседу уже более осторожно, так как целью моего визита был не сеанс гипноза, а обсуждение более насущных проблем. Вот так, просто поговорили. Со временем и у вас это будет получаться. Вы сможете отрабатывать навыки гипноза и внушения в быту, в общении с окружающими. Остановлюсь на этом случае подробнее, чтобы не быть неправильно понятым. Погружался в транс я не потому, что мой собеседник пытался манипулировать мной (в целях развлечения или тренировки, например), дело в профессиональном стиле беседы, наработанном годами и… в моей голове. Потому что способность погружаться в транс — это свойство человека, его особенность. И многое зависит от настроя собеседников, предварительной установки. В моей ситуации я знал, что беседую с практикующим гипнотизером, с внушаемостью у меня (как и у большинства людей) все нормально, размеренный ритм беседы, спокойный доброжелательный голос собеседника, который по привычке (беседа проходила в его кабинете), на уровне профессиональных рефлексов, «подстроился» и «повел». Просто выработался соответствующий стиль общения.

Итак, проводите тесты именно в том порядке, как я их описываю. От теста к тесту внушаемость и доверие испытуемого будут усиливаться. Многие пробы на внушаемость используются для погружения в гипноз Например, предыдущий, с падением назад. После того, как человек теряет равновесие, его усаживают или укладывают и продолжают внушение: «Расслабление нарастает, усиливается тяжесть в ногах. Сейчас я прикоснусь к вашему лбу, а когда я отниму руку, вы заснете». Убирая руку со лба, приказываете: «Спать». Это так называемый мгновенный гипноз.

Вернемся к тесту падения вперед. Испытуемый в позе стоя, ноги вместе. Вы находитесь напротив в такой позиции: левая нога выставлена вперед, стоите на расстоянии вытянутой руки от оппонента. Даете инструкцию: «Смотрите мне в глаза». Сами же смотрите в переносицу. Можете тоже в глаза, это сложнее, но некоторым так удобнее. Затем обе руки кладете клиенту на виски, и внушаете: «Через некоторое время я уберу руки и вас плавно, все сильнее и сильнее потянет вперед, прямо на меня, вы упадете. Не бойтесь, я вас подхвачу». Сделав паузу секунд в 20–30, отнимите ладони от висков испытуемого и плавно перенесите вес своего тела на правую ногу, отдаляясь назад. Клиент начнет падать на вас. Будьте все время начеку при проведении проб с потерей равновесия, вы должны быть готовы удержать падающего человека.

Обычно на этом проведение тестов я заканчиваю и приступаю непосредственно к сеансу гипноза. Иногда же удачно проведенный тест служит началом индукции. Но вы можете выбрать для себя из предложенных ниже тестов что-то другое, более подходящее для себя.

Тест «сцепленных рук» (прием В. Е. Рожнова). Это директивная техника. Усадите пациента на стул. Встаньте прямо перед ним. Ваше поведение директивное, властное, с ноткой агрессивности. Взгляд гипнотизирующий, жесткий. Приказываете: «Смотреть мне прямо в глаза, не отрываясь!» Пациент сидит на стуле, а вы стоите перед ним, возвышаясь. В такой ситуации удобно смотреть пациенту в один глаз. Лично я обычно выбираю левый. У Владимира Леви я вычитал очень остроумную присказку-заклинание, которая очень хорошо помогает: «Два сильнее, чем один». Ваша задача — доминирование, это должно читаться в вашем взгляде, вы должны это чувствовать. Или можете чувствовать нечто другое, но покажите, будто ощущаете именно это: вы хозяин положения, вы приказываете, управляете.

Затем дайте инструкцию.

«Сцепите пальцы рук в "замок".

(Давая такую инструкцию, покажите пациенту наглядно, что он должен сделать, продемонстрируйте на себе, как надо сложить пальцы.)

Сожмите крепко, очень крепко и держите так. Сожмите пальцы крепко и смотрите мне в глаза, не отрываясь! Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь. Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь и деревенеть. Потом я сосчитаю до пяти и вы не сможете разжать руки.

(После этого положите свою ладонь на «замок» вашего пациента, накрывая его сверху. Контакт должен быть достаточно плотным, тесным. В ходе дальнейших внушений можно даже покрепче сжать своей рукой руки гипнотизируемого, массируя их.)

Один — пальцы сжимаются все сильнее. Вы чувствуете, как растет напряжение в руках. Два — пальцы сжимаются все сильнее, руки деревенеют. Три — ваши руки притягиваются друг к другу, словно магниты, очень мощные магниты! Ваши руки оцепенели, пальцы сжимаются все сильнее! Четыре — руки сжимаются еще сильнее, руки сжались крепко-крепко, они деревенеют еще больше! Пять! — ваши руки одеревенели, они сжаты крепко-крепко, вы уже не можете их разжать! Прилагайте усилия, пробуйте! Ничего не получается!»

Сразу же после слов «ничего не получается!», для усиления эффекта внушения, возьмите пациента за запястья и попытайтесь «разорвать» «замок» из пальцев. Особенно не старайтесь, можно сделать вид, что пытаетесь сделать это усердно, но больших физических усилий прилагать не надо. После этого уберите свою руку с «замка» пациента и предоставьте ему возможность попытаться «расцепить» замок самостоятельно, комментируя это словами:

Чем сильнее вы стараетесь разорвать руки, тем сильнее сжимаются ваши пальцы, чем сильнее вы пытаетесь, тем сильнее деревенеют ваши руки».

Обычно, когда я встречаю в книгах по гипнозу описание различных тестов на внушаемость, мне становится смешно, когда я вдруг понимаю, что «как скрепить руки» — описывается подробно, а как правильно отменить внушенный феномен — нет. Так и представляется большое количество людей, равное тиражу книги, растерянно бродящее тут и там со сцепленными руками. Предположим, что проба прошла удачно: пациент не может разжать руки. Что делать дальше? Возможны два варианта: или продолжить наведение транса, или отменить внушенную каталепсию. Как отменить внушенную каталепсию? Просто даете приказание: «Пальцы легкие и легко двигаются!» При этом желательно наглядно, на себе показать, каким образом можно разжать руки, а потом слегка постучать по «замку» из пальцев своей рукой, подчеркивая тем самым, что вы снимаете свое воздействие. После этого поинтересуйтесь самочувствием пациента, и если имеются остаточные внушенные феномены (онемение, покалывание, слабость в руках), нужно дать инструкцию: «Сила в руках восстанавливается, восстанавливается чувствительность». Это правило универсально для всех других проб на внушаемость: всегда отменяйте действие внушенных феноменов! Просто скажите: «Я отменяю тяжесть, я отменяю оцепенение» и так далее. Что внушали, то и отменяйте.

Если же вы решили продолжить сеанс гипноза и углубить транс, то можно перейти к любой приемлемой, на ваш взгляд, технике гипноза для индукции и углубления, приведенной в главе «Индукция».

«Пальцы, как гвозди». Другой вариант внушенной каталепсии. Пациенту предлагается раскрыть ладонь, растопырить пальцы и напрячь их. Затем внушаете: «Сейчас я сосчитаю до пяти и вы не сможете сжать пальцы в кулак. Один — напрягли мышцы, напряжение растет. Два! — я прикасаюсь к вашим пальцам (слегка постукиваете своими пальцами по кончикам пальцев пациента) и оцепенение и напряжение еще больше нарастают. Три — пальцы немеют, напряжение нарастает, они становятся деревянными! Четыре! — прикосновение моих рук вызывает полное одеревенение, полное оцепенение ваших пальцев. Невозможно пошевелить ни одним пальцем (еще раз постукиваете по кончикам пальцев). Пять! — пальцы стали как деревянные, полностью неподвижные, невозможно пошевелить ни одним пальцем. Можете попробовать сжать пальцы в кулак, но у вас ничего не получится. Пальцы как деревянные, напряженные, они застыли в таком положении». При хорошей внушаемости пациент с удивлением обнаружит, что его пальцы оцепенели и не сгибаются.

Внушение тепла и покалывания в руке.

Проводя медосмотр на одном из заводов города Челябинска, я повстречал рабочего, фаната «экстрасенсорики» и «биоэнергетики». Позицию его в этом вопросе можно было охарактеризовать, как «добросовестное заблуждение». Он просто был уверен в том, что обладает некими особенными сверхъестественными способностями. Как психиатр, я насторожился, провел дополнительный опрос, но подозрения мои не подтвердились: мужчина был психически абсолютно здоров. И я благодарен ему за еще одну пробу на внушаемость, которую он провел со мной, а я теперь могу поделиться этим секретом с вами. «Вызвать тепло в руке? Это ерунда! — заявил он, — положите руку на стол!» Я с интересом подчинился. Быстрым, уверенным движением мой «коллега» поднес свою ладонь к тыльной стороне моей кисти. Растопырив пальцы, он держал свою руку сантиметрах в пятнадцати над моей. При этом он смотрел в сторону, мимо меня. Прошло 10–20 томительных секунд. И тут «экстрасенс» меня спрашивает: «Что чувствуете?» Что я почувствовал? Конечно, тепло и покалывание в тыльной части кисти. Потому что подсознание наше иррационально. Это был разрыв шаблона (шаблоном в данном случае была бы ситуация, когда я взял бы инициативу на себя, продолжал бы обследование). Обратите внимание на очень важный и существенный момент, ради которого я так подробно описываю этот случай. Несмотря на то, что я врач психиатр-нарколог, критически отношусь к так называемой «биоэнергетике» и «экстрасенсорике», и не просто критически, а с изрядной долей иронии, проба на внушаемость была положительной. Только «коллега» мой не знал, что он проводит пробу на внушаемость. Успеху дела не препятствовал тот факт, что я не верил в его так называемые «экстрасенсорные» способности, а он проводил пробу с искренней убежденностью в обратном. Его уверенное поведение обошло все мои фильтры и мое рациональное, критическое отношение ко всему происходящему. Ощутив же тепло в кисти, я был убежден, что это моя внушаемость, но никак не энергия, излучаемая «экстрасенсом». Вот и все.

Как бы критично ни был настроен ваш пациент, ваша внутренняя убежденность в том, что техники гипноза работают, что вы способны погрузить человека в транс, приведет к положительному результату, так же, как «экстрасенс» вызвал тепло в руке у меня. Покажите всем своим видом и поведением: «Да, ты образован, ты критически настроен, я уважаю твою позицию, но ты чего-то еще не знаешь. Я тебе сейчас это продемонстрирую».

Конец истории такой. На вопрос «экстрасенса» я ответил: «Ничего не чувствую». В ответ на это, нимало не смущаясь, мужчина убрал руку и ответил: «Значит, потом почувствуете, позже. Тепло или покалывание, это может распространиться и на предплечье, и выше». Каково? Это настоящий мастер-класс, учитесь!

Тест падающей руки. Этот тест на внушаемость для любопытных. То есть сам по себе к развитию транса он не приводит. Какую-то почву для последующей индукции, он, конечно, подготавливает, но не более. Ценность этого метода в том, что испытуемый не подозревает о цели проводимой пробы и внушаемость может быть оценена незаметно для него. Обычно это важно, если психотерапевт хочет быть уверен, что директивная техника индукции сработает. Тест проводится в положении сидя. Пациент кладет руки на бедра. Дается инструкция расслабить мышцы рук. Затем психотерапевт берет правую или левую руку испытуемого за запястье, приподнимает ее в воздух и отпускает. Рука должна упасть на бедро, где и лежала до этого. Так повторяется несколько раз. Затем, когда в очередной раз рука поднята за запястье, нужно отпустить ее таким образом, чтобы она упала мимо бедра, еще ниже. При хорошей внушаемости расслабленная рука упадет вниз и повиснет, как плеть. При неудовлетворительной внушаемости пациент задержит падение руки.

Внушение тяжести в руках. В процессе беседы попросите пациента положить руки на стол. Спросите его: «Дайте себе отчет, что ощущаете контакт ладоней с поверхностью стола. Чувствуете, что руки становятся тяжелее, наливаются тяжестью?» При положительном ответе проба положительная. Если будет необходимо, можно продолжить наведение транса, усиливая ощущения тяжести и релаксации в руках и во всем теле.

«Вкус лимона». Техника состоит в том, что вы просто описываете пациенту процесс нарезания лимона на тонкие ломтики, со смаком, со вкусом. У внушаемых наблюдается обильное слюноотделение. На мой взгляд, не очень впечатляющая и информативная проба. Разве у вас сейчас не началось слюноотделение?

«Каталепсия век». Проведите небольшое обследование пациента: проверьте реакцию зрачков на свет, попросите следить за кончиком вашего пальца, которым поводите вправо-влево, вверх-вниз. Затем попросите закрыть глаза и скажите: «Не удивляйтесь, я сейчас надавлю немного и вы не сможете открыть глаза». Надавите пальцами в области надбровных дуг, больших усилий не прилагайте. У людей с повышенной внушаемостью глаза открываются либо с трудом, возникает ощущение тяжести век, либо не открываются совсем. Не забудьте снять каталепсию поглаживанием по надбровным дугам и словами: «Веки легкие и глаза легко открываются. Я снимаю свое воздействие».

Надеюсь, вам становится понятен принцип проведения проб на внушаемость. Возможно вы, уважаемый читатель, сможете продолжить импровизацию на эту тему самостоятельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий