Обучение фокусам, психологическим трюкам и ментализму. Уличный и Эстрадный гипноз
среда, 6 апреля 2016 г.
вторник, 5 апреля 2016 г.
пятница, 1 апреля 2016 г.
Речевые шаблоны скрытого гипноза Милтона Эриксона (Милтон-модель)
Косвенные сообщения Трюизмы
Как известно, трюизмы — это самое очевидное утверждение. Трюизмы используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: Вы — мужчина. Вы сидите на стуле. Вы слушаете мой голос. И Вы можете начать входить в транс.
Трюизмы используются для того, чтобы вызвать желательную для Вас поведенческую реакцию. Например: «Люди умеют кивать головой. Когда они говорят «Да», они часто кивают головой. Вы можете кивать головой. И, возможно, в какой-то момент это начнет с Вами происходить». Трюизм на наведение транса. «Каждый погружается в транс по-своему». Трюизм на создание установки на обучение: «Опыт великий учитель». Использование полученного опыта: «Люди могут использовать опыт, который они получают». Амнезия: «Люди умеют забывать то, что они знают».
Допущения (предположения о возможности)
Делается допущение о том, что возникнет определенная поведенческая реакция. Например: «Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой Вы хотите работать, сделайте глубокий вдох».
Подчинённые предложения, указывающие на время. Они начинаются со слов типа: до того как, после того как, в течение, по мере того как. а затем, прежде чем. когда, в то время как.
Порядковые числительные. Обозначают порядок следования действий Слова типа: первый, второй, во-первых, во-вторых.
Использование прилагательных. Использование слов удачно, к счастью, искренне, радостно и т.д. Их можно использовать для предварительного предположения главного предложения Предписание осознания. Использование слов знать, понимать, осознавать, чувствовать, ощущать. Использование глаголов и наречий, относящихся ко времени. Слова типа: начинать, продолжать, развиваться, уже, всё ещё...
Наведение транса: «Прежде чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и медленный выдох».
Создание установки на обучение: «Прежде чем Вы узнаете что-то важное для себя, сделайте глубокий вдох».
Использование полученного опыта: «Как вы думаете, в каких ситуациях вы сможете применить то, что Вы узнали?»
Амнезия: «По мере того, как Вы начнете забывать то, что Вы узнали, Вы можете начать выпрямлять спину, продолжая сидеть на стуле»
Вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания
Здесь используются слова интересно, любопытно, сомневаюсь, хотелось бы знать для того, чтобы привлечь внимание клиента к определенному явлению.
Наведение транса: «Мне любопытно, знаете ли Вы о том, что Вы уже начали входить в транс?» Создание установки на обучение: «Я сомневаюсь в том, что Вы знаете, какой урок Вы извлечете из пережитого». Использование полученного опыта: «Мне интересно знать, где и как Вы будете использовать этот опыт?» Амнезия: «Мне любопытно, знаете ли Вы о том, что именно Вы забудете»
Использование противопоставлений
Здесь рассматривается две поведенческие реакции, которые можно, противопоставить. Используя противопоставления, полезно опираться на кинестетику, чтобы создать у клиента убеждение о наличии противоположностей. Например: «Чем сильнее напряжены Ваши мышцы в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию». Обычно Вы берете ту поведенческую реакцию, которую предлагает Вам клиент, и комбинируете ее с той реакцией, которую Вы хотели бы у нею вызвать: «Чем сильнее Вы сомневаетесь в том, сможете ли Вы пойти в транс, тем более глубокий транс в конце концов возникнет».
Наведение транса: «Чем сильнее Вы стараетесь оттянуть вхождение в транс, тем быстрее Вы узнаете нечто новое». Создание установки на обучение: «Чем сильнее сейчас Ваше замешательство, тем более значительным будет результат».
Использование полученного опыта: «Чем сильнее Вы сопротивляетесь проблеме, тем более легким будет ее решение»
Амнезия: «Чем сильнее Вы стараетесь запомнить, тем меньше Вам удается вспомнить».
Выбор без выбора
Применяя этот прием, определите, какую поведенческую реакцию Вы хотели бы вызвать, а затем предложите клиенту разные способы проявления этой реакции
Наведение транса: «Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?»
Создание установки на обучение: «Вам хочется узнать это сейчас или попозже?»
Использование полученного опыта: «Вы начнете применять то, что узнали, сразу или постепенно?»
Амнезия: «Как Вы думаете, забудется ли это переживание целиком или только частично?»
Право выбора
При применении этого типа внушений, привлекая внимание клиента к той реакции, которую Вы хотите вызвать, Вы предлагаете ему полную свободу выбора. Один из приемов состоит в том, чтобы слегка изменить свой голос в тот момент, когда Вы говорите о реакции, которую хотите вызвать.
Наведение транса: «Вы можете погружаться в транс медленно, постепенно, или быстро, с открытыми или
закрытыми глазами, или вовсе не погружаться».
Создание установки на обучение: «Вы можете понять все, что с Вами произошло или же Вам это будет понятно только частично. Вы можете отдавать себе отчет в том, что Вы узнали, или же оставаться в неведении, или, возможно. Вы вообще ничего не поняли».
Использование полученного опыта: «Вы можете не использовать этот опыт или использовать этот опыт, Вы можете изменить его так, как Вам удобно, или только часть его, либо придумать что-то совершенно новое».
Амнезия: «Вы можете помнить все, что Вы пережили, или кое-что из того, что Вы пережили, или вообще ничего».
«Встроенные» сообщения и скрытые команды
Если вы подаёте команду прямо и директивно - это скорее всего вызовет внутренний протест у клиента. Для того, чтобы избежать сопротивления инструкции вплетаются в более обширный материал. «У некоторых в этом зале мой голос начинает вызывать легкую дремоту...»
Скрытые вопросы
Вы как бы и не задаёте вопрос, но клиент внутренне отвечает на него себе. Очень интересно узнавать, что люди испытывают, очень глубоко расслабляясь. Любопытно, чем люди занимаются, когда бросают пить.
Риторические вопросы
Это вопросы, на которые не хотят и не ждут ответа. Ответ заключён уже в них самих. Захочет ли человек получить помощь, если он страдает? Если люди всем довольны, они ищут изменений?
Негативные команды
Весьма эффективное средство вызвать полярную реакцию. Когда человека просят чего-либо НЕ делать, очень распространена реакция сделать наоборот. «И я хочу, чтобы вы не старались мне помочь расслабить вас ещё больше. Лучше не прислушивайтесь к моему голосу, это для вас сейчас не важно...»
Инструкции, рассеянные в тексте, аналоговое маркирование
Очень эффективная техника срытых внушений рассеянных по, казалось бы, нейтральному по содержанию тексту. Слушая, или читая такой текст, человек, на бессознательном уровне воспринимает специально выделенные сообщения. Принцип можно использовать для усиления воздействия рекламных текстов, предвыборных речей, лекций и т.д.
Мне хотелось бы сейчас, чтобы вы вспомнили дальнее путешествие в автомобиле или на автобусе... Когда размеренный, монотонный шум мотора, навевал на вас лёгкую дремоту... а вы ехали всё дальше отдаляясь от своего дома..., а за окном мелькали деревья и дорожные столбы... и внутри вас также начинали мелькать образы и воспоминания... и с нарастающим чувством внутреннею уюта и независимости от окружающего вы всё больше погружались в наблюдение за этими внутренними образами.
Цитирование (Паттерн «кавычек»)
Очень эффективный приём, особенно если вы хотите снять с себя ответственность за сказанное. И этот профессор из Америки говорил нам: ... Когда я учился в институте, нам говорили: прежде...
Ирония
Ироническое замечание содержит в себе скрытое сообщение, противоположное его буквальному смыслу. Ирония возбуждает интерес слушателя и придаёт речи неофициальный оттенок с мягким юмором. Мужчины часто попадают под влияние красоты и обаяния женщин, но что их привлекает в противоположном поле - так это их интеллектуальная объективность и беспристрастие с каким они подходят к жизни.
Неопределенность и расплывчатость выражений
Достигается использованием цепочек и переплетений обращенной мета-модели, дополнительных паттернов Милтон - модели и особыми приемами построения высказываний, обеспечивающих их двусмысленность, неоднозначность.
Семантическая неопределенность
Явление семантической множественности может возникать при использовании слов, которые имеют похожее звучание, но различный смысл Семантическая множественность смыслов может возникать при употреблении одинаковых слов в различных контекстах.
Фонетическая неопределенность
Например: украсть - украсить, правило - правильно. Другие слова имеют одно и тоже звучание, но разный смысл: свистнуть - значит произвести свистящий звук и украсть, утка - птица и ложное сообщение. Мы можем таким образом также "протаскивать" в бессознательное нужные инструкции используя их выделение (аналоговое маркирование).
Мне хотелось бы чтобы вы расслабили свой пресс проблем которые вы носите в своей голове. И, пожалуйста, закройте глаза на то, что подумают о вас окружающие, не это сейчас важно...
Не раз менялись. Помаши нам. И дверь закрыта на замок и этот замок из песка.
Синтаксическая неопределенность
Синтаксис - раздел грамматики о законах соединения слов и строения предложений. Классические примеры приведены ниже.
Выпьем за отсутствующих друзей. За связь без брака. (Девиз связистов). Каждому пассажиру - по мягкому месту.
Пунктуационная неопределённость
В высказывании непонятно, где заканчивается одно предложение и начинается второе. Правилом построения таких выражений является окончание первого предложения тем же словом с которого начинается второе. Таким образом, непонятно к какой части высказывания оно относится. Я стараюсь говорить достаточно громко и думаю вы всё слышите происходящее внутри вас. Я знаю, что вы очень многое в жизни можете погружаться в дремотное состояние. Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком свободно погружая вас в транс. Вы там расположились Прекрасно иметь дело со способным к изменениям человеком.
Переходы, переходные слова
Это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя утверждениями. По сути, человеку предлагается задействовать стандартную логическую связь: если одно вытекает из второго, то верность второго определяется верностью первого: (Известно, что львы опасны, поэтому льва надо обходить стороной). Однако в состоянии легкого транса, где критичность понижена, можно использовать этот стандарт для создания видимости логической связи, видимости достоверности: (Когда наступает лето, всегда появляются комары, не было еще ни одного лета без комаров, и комаров надо беречь, потому что если не будет комаров, то и лета не будет...) Надо записать слова-связки:
Как известно, трюизмы — это самое очевидное утверждение. Трюизмы используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: Вы — мужчина. Вы сидите на стуле. Вы слушаете мой голос. И Вы можете начать входить в транс.
Трюизмы используются для того, чтобы вызвать желательную для Вас поведенческую реакцию. Например: «Люди умеют кивать головой. Когда они говорят «Да», они часто кивают головой. Вы можете кивать головой. И, возможно, в какой-то момент это начнет с Вами происходить». Трюизм на наведение транса. «Каждый погружается в транс по-своему». Трюизм на создание установки на обучение: «Опыт великий учитель». Использование полученного опыта: «Люди могут использовать опыт, который они получают». Амнезия: «Люди умеют забывать то, что они знают».
Допущения (предположения о возможности)
Делается допущение о том, что возникнет определенная поведенческая реакция. Например: «Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой Вы хотите работать, сделайте глубокий вдох».
Подчинённые предложения, указывающие на время. Они начинаются со слов типа: до того как, после того как, в течение, по мере того как. а затем, прежде чем. когда, в то время как.
Порядковые числительные. Обозначают порядок следования действий Слова типа: первый, второй, во-первых, во-вторых.
Использование прилагательных. Использование слов удачно, к счастью, искренне, радостно и т.д. Их можно использовать для предварительного предположения главного предложения Предписание осознания. Использование слов знать, понимать, осознавать, чувствовать, ощущать. Использование глаголов и наречий, относящихся ко времени. Слова типа: начинать, продолжать, развиваться, уже, всё ещё...
Наведение транса: «Прежде чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и медленный выдох».
Создание установки на обучение: «Прежде чем Вы узнаете что-то важное для себя, сделайте глубокий вдох».
Использование полученного опыта: «Как вы думаете, в каких ситуациях вы сможете применить то, что Вы узнали?»
Амнезия: «По мере того, как Вы начнете забывать то, что Вы узнали, Вы можете начать выпрямлять спину, продолжая сидеть на стуле»
Вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания
Здесь используются слова интересно, любопытно, сомневаюсь, хотелось бы знать для того, чтобы привлечь внимание клиента к определенному явлению.
Наведение транса: «Мне любопытно, знаете ли Вы о том, что Вы уже начали входить в транс?» Создание установки на обучение: «Я сомневаюсь в том, что Вы знаете, какой урок Вы извлечете из пережитого». Использование полученного опыта: «Мне интересно знать, где и как Вы будете использовать этот опыт?» Амнезия: «Мне любопытно, знаете ли Вы о том, что именно Вы забудете»
Использование противопоставлений
Здесь рассматривается две поведенческие реакции, которые можно, противопоставить. Используя противопоставления, полезно опираться на кинестетику, чтобы создать у клиента убеждение о наличии противоположностей. Например: «Чем сильнее напряжены Ваши мышцы в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию». Обычно Вы берете ту поведенческую реакцию, которую предлагает Вам клиент, и комбинируете ее с той реакцией, которую Вы хотели бы у нею вызвать: «Чем сильнее Вы сомневаетесь в том, сможете ли Вы пойти в транс, тем более глубокий транс в конце концов возникнет».
Наведение транса: «Чем сильнее Вы стараетесь оттянуть вхождение в транс, тем быстрее Вы узнаете нечто новое». Создание установки на обучение: «Чем сильнее сейчас Ваше замешательство, тем более значительным будет результат».
Использование полученного опыта: «Чем сильнее Вы сопротивляетесь проблеме, тем более легким будет ее решение»
Амнезия: «Чем сильнее Вы стараетесь запомнить, тем меньше Вам удается вспомнить».
Выбор без выбора
Применяя этот прием, определите, какую поведенческую реакцию Вы хотели бы вызвать, а затем предложите клиенту разные способы проявления этой реакции
Наведение транса: «Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?»
Создание установки на обучение: «Вам хочется узнать это сейчас или попозже?»
Использование полученного опыта: «Вы начнете применять то, что узнали, сразу или постепенно?»
Амнезия: «Как Вы думаете, забудется ли это переживание целиком или только частично?»
Право выбора
При применении этого типа внушений, привлекая внимание клиента к той реакции, которую Вы хотите вызвать, Вы предлагаете ему полную свободу выбора. Один из приемов состоит в том, чтобы слегка изменить свой голос в тот момент, когда Вы говорите о реакции, которую хотите вызвать.
Наведение транса: «Вы можете погружаться в транс медленно, постепенно, или быстро, с открытыми или
закрытыми глазами, или вовсе не погружаться».
Создание установки на обучение: «Вы можете понять все, что с Вами произошло или же Вам это будет понятно только частично. Вы можете отдавать себе отчет в том, что Вы узнали, или же оставаться в неведении, или, возможно. Вы вообще ничего не поняли».
Использование полученного опыта: «Вы можете не использовать этот опыт или использовать этот опыт, Вы можете изменить его так, как Вам удобно, или только часть его, либо придумать что-то совершенно новое».
Амнезия: «Вы можете помнить все, что Вы пережили, или кое-что из того, что Вы пережили, или вообще ничего».
«Встроенные» сообщения и скрытые команды
Если вы подаёте команду прямо и директивно - это скорее всего вызовет внутренний протест у клиента. Для того, чтобы избежать сопротивления инструкции вплетаются в более обширный материал. «У некоторых в этом зале мой голос начинает вызывать легкую дремоту...»
Скрытые вопросы
Вы как бы и не задаёте вопрос, но клиент внутренне отвечает на него себе. Очень интересно узнавать, что люди испытывают, очень глубоко расслабляясь. Любопытно, чем люди занимаются, когда бросают пить.
Риторические вопросы
Это вопросы, на которые не хотят и не ждут ответа. Ответ заключён уже в них самих. Захочет ли человек получить помощь, если он страдает? Если люди всем довольны, они ищут изменений?
Негативные команды
Весьма эффективное средство вызвать полярную реакцию. Когда человека просят чего-либо НЕ делать, очень распространена реакция сделать наоборот. «И я хочу, чтобы вы не старались мне помочь расслабить вас ещё больше. Лучше не прислушивайтесь к моему голосу, это для вас сейчас не важно...»
Инструкции, рассеянные в тексте, аналоговое маркирование
Очень эффективная техника срытых внушений рассеянных по, казалось бы, нейтральному по содержанию тексту. Слушая, или читая такой текст, человек, на бессознательном уровне воспринимает специально выделенные сообщения. Принцип можно использовать для усиления воздействия рекламных текстов, предвыборных речей, лекций и т.д.
Мне хотелось бы сейчас, чтобы вы вспомнили дальнее путешествие в автомобиле или на автобусе... Когда размеренный, монотонный шум мотора, навевал на вас лёгкую дремоту... а вы ехали всё дальше отдаляясь от своего дома..., а за окном мелькали деревья и дорожные столбы... и внутри вас также начинали мелькать образы и воспоминания... и с нарастающим чувством внутреннею уюта и независимости от окружающего вы всё больше погружались в наблюдение за этими внутренними образами.
Цитирование (Паттерн «кавычек»)
Очень эффективный приём, особенно если вы хотите снять с себя ответственность за сказанное. И этот профессор из Америки говорил нам: ... Когда я учился в институте, нам говорили: прежде...
Ирония
Ироническое замечание содержит в себе скрытое сообщение, противоположное его буквальному смыслу. Ирония возбуждает интерес слушателя и придаёт речи неофициальный оттенок с мягким юмором. Мужчины часто попадают под влияние красоты и обаяния женщин, но что их привлекает в противоположном поле - так это их интеллектуальная объективность и беспристрастие с каким они подходят к жизни.
Неопределенность и расплывчатость выражений
Достигается использованием цепочек и переплетений обращенной мета-модели, дополнительных паттернов Милтон - модели и особыми приемами построения высказываний, обеспечивающих их двусмысленность, неоднозначность.
Семантическая неопределенность
Явление семантической множественности может возникать при использовании слов, которые имеют похожее звучание, но различный смысл Семантическая множественность смыслов может возникать при употреблении одинаковых слов в различных контекстах.
Фонетическая неопределенность
Например: украсть - украсить, правило - правильно. Другие слова имеют одно и тоже звучание, но разный смысл: свистнуть - значит произвести свистящий звук и украсть, утка - птица и ложное сообщение. Мы можем таким образом также "протаскивать" в бессознательное нужные инструкции используя их выделение (аналоговое маркирование).
Мне хотелось бы чтобы вы расслабили свой пресс проблем которые вы носите в своей голове. И, пожалуйста, закройте глаза на то, что подумают о вас окружающие, не это сейчас важно...
Не раз менялись. Помаши нам. И дверь закрыта на замок и этот замок из песка.
Синтаксическая неопределенность
Синтаксис - раздел грамматики о законах соединения слов и строения предложений. Классические примеры приведены ниже.
Выпьем за отсутствующих друзей. За связь без брака. (Девиз связистов). Каждому пассажиру - по мягкому месту.
Пунктуационная неопределённость
В высказывании непонятно, где заканчивается одно предложение и начинается второе. Правилом построения таких выражений является окончание первого предложения тем же словом с которого начинается второе. Таким образом, непонятно к какой части высказывания оно относится. Я стараюсь говорить достаточно громко и думаю вы всё слышите происходящее внутри вас. Я знаю, что вы очень многое в жизни можете погружаться в дремотное состояние. Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком свободно погружая вас в транс. Вы там расположились Прекрасно иметь дело со способным к изменениям человеком.
Переходы, переходные слова
Это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя утверждениями. По сути, человеку предлагается задействовать стандартную логическую связь: если одно вытекает из второго, то верность второго определяется верностью первого: (Известно, что львы опасны, поэтому льва надо обходить стороной). Однако в состоянии легкого транса, где критичность понижена, можно использовать этот стандарт для создания видимости логической связи, видимости достоверности: (Когда наступает лето, всегда появляются комары, не было еще ни одного лета без комаров, и комаров надо беречь, потому что если не будет комаров, то и лета не будет...) Надо записать слова-связки:
- и
- если
- если то, что
- когда
- потому что
- то, что
- когда
- даже тогда, когда
- в то время, как
- может, может быть
- может быть, что
- а
- но
четверг, 31 марта 2016 г.
Шаблоны наведения транса
Сегодня мы рассмотрим речевые стратегии наведения транса. Они очень помогают и в простом общении, так и при наведении и использовании трансов...
1. Стратегия «Скажите ДА!»
В процессе общения время от времени нужно делать утверждения, с которыми ваш собеседник обязательно согласится. Это введет его в транс и тогда можно смело выдвигать свое предложение. Собеседник обязательно с ним согласится.
2. Техника «полярной реакции»
Эта техника будет эффективно в том случае, если ваш собеседник всегда поступает наоборот. Такой человек легко внушаем, и при правильно построенной фразе он будет выполнять ваши указания, но наоборот. Например, если такой человек слишком болтлив, а вам хотелось бы, что бы он помолчал, поможет эта техника. Глядя в сторону или на другого собеседника, надо сказать: «Вот сейчас он обязательно что-нибудь произнесет». После этого еще долгое время можно будет наслаждаться тишиной. Для надежности можно время от времени повторять то самое движение головой, которое вы сделали при произнесении этой фразы.
3. Техника «разрыв шаблона»
В повседневной жизни мы постоянно используем шаблоны. Это помогаем нам не перегружать мозг мелочами. Стандартно отвечаем на приветствия, пожимаем руку, стандартно прощаемся. Мы делаем эти вещи не осознанно, и не задумываясь. А что происходит, когда в ответ на предложенную для рукопожатия руку нас хлопают по плечу или целуют в щеку? Замешательство. Именно на замешательстве и построена эта техника. Сделайте так, чтобы ваш собеседник растерялся от неожиданности и дайте ему нужные инструкции. Происходит «разрыв шаблона» что вызывает реакцию «зависания» и срабатывает любое внушение.
4. Наведение транса «забалтыванием»
Тут самым ярким примером может служить цыганка, пристающая к прохожим на улице. Она перегородит вам дорогу, и будет лепетать целую кучу слов, перескакивать с темы денег на личную жизнь и так далее. Она дезориентирует вас, и пока вы будете пытаться найти смысл во всем вышесказанном, сделает вам внушение… Через минуту вы останетесь без копейки, а ее и след простыл. В таком приеме главное не смысл, а внешнее оформление. Сознание увязнет во множестве деталей, а инструкция поступает непосредственно в подсознание.
5. «Двойное наведение – перегрузка»
Тоже распространенный прием среди уличных мошенников. Подходят к вам на улице двое, становятся с разных сторон и начинают болтать наперебой, махать руками, хлопать по плечу. Минут через пять вы уже будете в трансе. Перегрузка происходит по всем трем модальностям. Быстрая речь двоих людей перегружает аудиальную модальность, жестикуляция – зрительную, а прикосновения – кинестетическую. Сознание отключается, спасаясь от перегрузки.
6. «Тройная спираль Милтона Эриксона»
Эта техника вместила в себя все самое действенное из вышеописанных. Ваш собеседник начинает рассказывать вам историю, на самом интересном месте прерывается и переходит к следующей. Вторую он тоже прерывает и переходит к третьей, в которой и содержится директива. Эту историю он рассказывает до конца. Потом он возвращается ко второй, досказав ее с того места, на котором закончил. То же с первой. Первые два рассказа служат для отвлечения сознания, они легко запоминаются, а третий быстро забывается. Суть техники в том, что на человека наводится легкий транс а потом делается внушение в форме законченной истории. Рассказы должны быть интересными для того, чтобы сознание человека уловить их смысл. В результате оно запутывается и сдается. Примером из жизни может служить текст телевизионной рекламы.
7. «5-4-3-2-1»
Сократ утверждал, что для получения положительного ответа от собеседника, нужно заставить его дважды согласиться с вашими утверждениями, а с третьим он согласится само собой. Когда человек говорит «нет» все его существо настраивается на борьбу, на противостояние. А слово «да» способствует выделению эндорфинов — гормонов удовольствия. После двух порций настроение собеседника меняется и можно приступать непосредственно к внушениям. Эта техника достаточно сложна. Вот простейший пример ее применения:
Когда к Милтону Эриксону приходили за решением какой либо проблемы, он предлагал очень неожиданное решение. Вручал пациенту ценную и тяжелую статуэтку или вазу и просил ходить с ней вокруг дома. « Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания вы поняли для себя что-то очень важное.» Во время выполнения этого задания человек концентрировался не на проблеме, а на ее решении. И любой сделанный вывод оказывался верным.
На гипнотических практиках Милтона Эриксона простроено множество приемов и методик НЛП (нейро — лингвистического программирования). Они широко используются как в бизнесе и рекламных компаниях, так и в повседневном общении. Это помогает быстрее и эффективнее достигать поставленных целей.
Использованная литература - Л. Орлова «50 способов успешного манипулирования человеком».
1. Стратегия «Скажите ДА!»
В процессе общения время от времени нужно делать утверждения, с которыми ваш собеседник обязательно согласится. Это введет его в транс и тогда можно смело выдвигать свое предложение. Собеседник обязательно с ним согласится.
2. Техника «полярной реакции»
Эта техника будет эффективно в том случае, если ваш собеседник всегда поступает наоборот. Такой человек легко внушаем, и при правильно построенной фразе он будет выполнять ваши указания, но наоборот. Например, если такой человек слишком болтлив, а вам хотелось бы, что бы он помолчал, поможет эта техника. Глядя в сторону или на другого собеседника, надо сказать: «Вот сейчас он обязательно что-нибудь произнесет». После этого еще долгое время можно будет наслаждаться тишиной. Для надежности можно время от времени повторять то самое движение головой, которое вы сделали при произнесении этой фразы.
3. Техника «разрыв шаблона»
В повседневной жизни мы постоянно используем шаблоны. Это помогаем нам не перегружать мозг мелочами. Стандартно отвечаем на приветствия, пожимаем руку, стандартно прощаемся. Мы делаем эти вещи не осознанно, и не задумываясь. А что происходит, когда в ответ на предложенную для рукопожатия руку нас хлопают по плечу или целуют в щеку? Замешательство. Именно на замешательстве и построена эта техника. Сделайте так, чтобы ваш собеседник растерялся от неожиданности и дайте ему нужные инструкции. Происходит «разрыв шаблона» что вызывает реакцию «зависания» и срабатывает любое внушение.
4. Наведение транса «забалтыванием»
Тут самым ярким примером может служить цыганка, пристающая к прохожим на улице. Она перегородит вам дорогу, и будет лепетать целую кучу слов, перескакивать с темы денег на личную жизнь и так далее. Она дезориентирует вас, и пока вы будете пытаться найти смысл во всем вышесказанном, сделает вам внушение… Через минуту вы останетесь без копейки, а ее и след простыл. В таком приеме главное не смысл, а внешнее оформление. Сознание увязнет во множестве деталей, а инструкция поступает непосредственно в подсознание.
5. «Двойное наведение – перегрузка»
Тоже распространенный прием среди уличных мошенников. Подходят к вам на улице двое, становятся с разных сторон и начинают болтать наперебой, махать руками, хлопать по плечу. Минут через пять вы уже будете в трансе. Перегрузка происходит по всем трем модальностям. Быстрая речь двоих людей перегружает аудиальную модальность, жестикуляция – зрительную, а прикосновения – кинестетическую. Сознание отключается, спасаясь от перегрузки.
6. «Тройная спираль Милтона Эриксона»
Эта техника вместила в себя все самое действенное из вышеописанных. Ваш собеседник начинает рассказывать вам историю, на самом интересном месте прерывается и переходит к следующей. Вторую он тоже прерывает и переходит к третьей, в которой и содержится директива. Эту историю он рассказывает до конца. Потом он возвращается ко второй, досказав ее с того места, на котором закончил. То же с первой. Первые два рассказа служат для отвлечения сознания, они легко запоминаются, а третий быстро забывается. Суть техники в том, что на человека наводится легкий транс а потом делается внушение в форме законченной истории. Рассказы должны быть интересными для того, чтобы сознание человека уловить их смысл. В результате оно запутывается и сдается. Примером из жизни может служить текст телевизионной рекламы.
7. «5-4-3-2-1»
Сократ утверждал, что для получения положительного ответа от собеседника, нужно заставить его дважды согласиться с вашими утверждениями, а с третьим он согласится само собой. Когда человек говорит «нет» все его существо настраивается на борьбу, на противостояние. А слово «да» способствует выделению эндорфинов — гормонов удовольствия. После двух порций настроение собеседника меняется и можно приступать непосредственно к внушениям. Эта техника достаточно сложна. Вот простейший пример ее применения:
- Вы плаваете в бассейне на надувном матрасе (именно так все и обстоит, трудно не согласиться).
- У вас в руках бокал шампанского (утверждение присоединения).
- Вода теплая и вам комфортно (присоединение).
- В то время, когда вы делаете глоток (тоже присоединение).
- Почувствуйте, что расслабляетесь (ведение или внушение).
Когда к Милтону Эриксону приходили за решением какой либо проблемы, он предлагал очень неожиданное решение. Вручал пациенту ценную и тяжелую статуэтку или вазу и просил ходить с ней вокруг дома. « Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания вы поняли для себя что-то очень важное.» Во время выполнения этого задания человек концентрировался не на проблеме, а на ее решении. И любой сделанный вывод оказывался верным.
На гипнотических практиках Милтона Эриксона простроено множество приемов и методик НЛП (нейро — лингвистического программирования). Они широко используются как в бизнесе и рекламных компаниях, так и в повседневном общении. Это помогает быстрее и эффективнее достигать поставленных целей.
Использованная литература - Л. Орлова «50 способов успешного манипулирования человеком».
среда, 30 марта 2016 г.
Тесты и пробы на внушаемость и гипнабельность. Часть 2
Первую часть тестов на внушаемость, Вы можете прочитать по ссылке.
Тест падения вперед. Если клиент (пациент) успешно потерял равновесие в предыдущем тесте (человек может просто покачнуться назад, при хорошей же внушаемости — падает), то можно переходить к тесту падения вперед. У вас может возникнуть вопрос: а к чему, собственно, продолжать эти тесты, ведь внушаемость проверена: рука уже потяжелела, равновесие человек потерял — значит, внушаем, можно проводить сеанс гипноза. Друзья мои, сеанс уже идет, он в самом разгаре! Гипноз начинается с первой секунды общения пациента и врача, клиента и гипнотизера. Абсолютно необязательно так называемое официальное наведение транса. Человек может и не знать, что его гипнотизируют.
Мне припомнился такой случай. Как-то в беседе с одним челябинским психотерапевтом я заметил, что «проваливаюсь» в транс. Собрав в кулак весь свой профессионализм, я из этого состояния вышел и вел беседу уже более осторожно, так как целью моего визита был не сеанс гипноза, а обсуждение более насущных проблем. Вот так, просто поговорили. Со временем и у вас это будет получаться. Вы сможете отрабатывать навыки гипноза и внушения в быту, в общении с окружающими. Остановлюсь на этом случае подробнее, чтобы не быть неправильно понятым. Погружался в транс я не потому, что мой собеседник пытался манипулировать мной (в целях развлечения или тренировки, например), дело в профессиональном стиле беседы, наработанном годами и… в моей голове. Потому что способность погружаться в транс — это свойство человека, его особенность. И многое зависит от настроя собеседников, предварительной установки. В моей ситуации я знал, что беседую с практикующим гипнотизером, с внушаемостью у меня (как и у большинства людей) все нормально, размеренный ритм беседы, спокойный доброжелательный голос собеседника, который по привычке (беседа проходила в его кабинете), на уровне профессиональных рефлексов, «подстроился» и «повел». Просто выработался соответствующий стиль общения.
Итак, проводите тесты именно в том порядке, как я их описываю. От теста к тесту внушаемость и доверие испытуемого будут усиливаться. Многие пробы на внушаемость используются для погружения в гипноз Например, предыдущий, с падением назад. После того, как человек теряет равновесие, его усаживают или укладывают и продолжают внушение: «Расслабление нарастает, усиливается тяжесть в ногах. Сейчас я прикоснусь к вашему лбу, а когда я отниму руку, вы заснете». Убирая руку со лба, приказываете: «Спать». Это так называемый мгновенный гипноз.
Вернемся к тесту падения вперед. Испытуемый в позе стоя, ноги вместе. Вы находитесь напротив в такой позиции: левая нога выставлена вперед, стоите на расстоянии вытянутой руки от оппонента. Даете инструкцию: «Смотрите мне в глаза». Сами же смотрите в переносицу. Можете тоже в глаза, это сложнее, но некоторым так удобнее. Затем обе руки кладете клиенту на виски, и внушаете: «Через некоторое время я уберу руки и вас плавно, все сильнее и сильнее потянет вперед, прямо на меня, вы упадете. Не бойтесь, я вас подхвачу». Сделав паузу секунд в 20–30, отнимите ладони от висков испытуемого и плавно перенесите вес своего тела на правую ногу, отдаляясь назад. Клиент начнет падать на вас. Будьте все время начеку при проведении проб с потерей равновесия, вы должны быть готовы удержать падающего человека.
Обычно на этом проведение тестов я заканчиваю и приступаю непосредственно к сеансу гипноза. Иногда же удачно проведенный тест служит началом индукции. Но вы можете выбрать для себя из предложенных ниже тестов что-то другое, более подходящее для себя.
Тест «сцепленных рук» (прием В. Е. Рожнова). Это директивная техника. Усадите пациента на стул. Встаньте прямо перед ним. Ваше поведение директивное, властное, с ноткой агрессивности. Взгляд гипнотизирующий, жесткий. Приказываете: «Смотреть мне прямо в глаза, не отрываясь!» Пациент сидит на стуле, а вы стоите перед ним, возвышаясь. В такой ситуации удобно смотреть пациенту в один глаз. Лично я обычно выбираю левый. У Владимира Леви я вычитал очень остроумную присказку-заклинание, которая очень хорошо помогает: «Два сильнее, чем один». Ваша задача — доминирование, это должно читаться в вашем взгляде, вы должны это чувствовать. Или можете чувствовать нечто другое, но покажите, будто ощущаете именно это: вы хозяин положения, вы приказываете, управляете.
Затем дайте инструкцию.
«Сцепите пальцы рук в "замок".
(Давая такую инструкцию, покажите пациенту наглядно, что он должен сделать, продемонстрируйте на себе, как надо сложить пальцы.)
Сожмите крепко, очень крепко и держите так. Сожмите пальцы крепко и смотрите мне в глаза, не отрываясь! Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь. Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь и деревенеть. Потом я сосчитаю до пяти и вы не сможете разжать руки.
(После этого положите свою ладонь на «замок» вашего пациента, накрывая его сверху. Контакт должен быть достаточно плотным, тесным. В ходе дальнейших внушений можно даже покрепче сжать своей рукой руки гипнотизируемого, массируя их.)
Один — пальцы сжимаются все сильнее. Вы чувствуете, как растет напряжение в руках. Два — пальцы сжимаются все сильнее, руки деревенеют. Три — ваши руки притягиваются друг к другу, словно магниты, очень мощные магниты! Ваши руки оцепенели, пальцы сжимаются все сильнее! Четыре — руки сжимаются еще сильнее, руки сжались крепко-крепко, они деревенеют еще больше! Пять! — ваши руки одеревенели, они сжаты крепко-крепко, вы уже не можете их разжать! Прилагайте усилия, пробуйте! Ничего не получается!»
Сразу же после слов «ничего не получается!», для усиления эффекта внушения, возьмите пациента за запястья и попытайтесь «разорвать» «замок» из пальцев. Особенно не старайтесь, можно сделать вид, что пытаетесь сделать это усердно, но больших физических усилий прилагать не надо. После этого уберите свою руку с «замка» пациента и предоставьте ему возможность попытаться «расцепить» замок самостоятельно, комментируя это словами:
Чем сильнее вы стараетесь разорвать руки, тем сильнее сжимаются ваши пальцы, чем сильнее вы пытаетесь, тем сильнее деревенеют ваши руки».
Обычно, когда я встречаю в книгах по гипнозу описание различных тестов на внушаемость, мне становится смешно, когда я вдруг понимаю, что «как скрепить руки» — описывается подробно, а как правильно отменить внушенный феномен — нет. Так и представляется большое количество людей, равное тиражу книги, растерянно бродящее тут и там со сцепленными руками. Предположим, что проба прошла удачно: пациент не может разжать руки. Что делать дальше? Возможны два варианта: или продолжить наведение транса, или отменить внушенную каталепсию. Как отменить внушенную каталепсию? Просто даете приказание: «Пальцы легкие и легко двигаются!» При этом желательно наглядно, на себе показать, каким образом можно разжать руки, а потом слегка постучать по «замку» из пальцев своей рукой, подчеркивая тем самым, что вы снимаете свое воздействие. После этого поинтересуйтесь самочувствием пациента, и если имеются остаточные внушенные феномены (онемение, покалывание, слабость в руках), нужно дать инструкцию: «Сила в руках восстанавливается, восстанавливается чувствительность». Это правило универсально для всех других проб на внушаемость: всегда отменяйте действие внушенных феноменов! Просто скажите: «Я отменяю тяжесть, я отменяю оцепенение» и так далее. Что внушали, то и отменяйте.
Если же вы решили продолжить сеанс гипноза и углубить транс, то можно перейти к любой приемлемой, на ваш взгляд, технике гипноза для индукции и углубления, приведенной в главе «Индукция».
«Пальцы, как гвозди». Другой вариант внушенной каталепсии. Пациенту предлагается раскрыть ладонь, растопырить пальцы и напрячь их. Затем внушаете: «Сейчас я сосчитаю до пяти и вы не сможете сжать пальцы в кулак. Один — напрягли мышцы, напряжение растет. Два! — я прикасаюсь к вашим пальцам (слегка постукиваете своими пальцами по кончикам пальцев пациента) и оцепенение и напряжение еще больше нарастают. Три — пальцы немеют, напряжение нарастает, они становятся деревянными! Четыре! — прикосновение моих рук вызывает полное одеревенение, полное оцепенение ваших пальцев. Невозможно пошевелить ни одним пальцем (еще раз постукиваете по кончикам пальцев). Пять! — пальцы стали как деревянные, полностью неподвижные, невозможно пошевелить ни одним пальцем. Можете попробовать сжать пальцы в кулак, но у вас ничего не получится. Пальцы как деревянные, напряженные, они застыли в таком положении». При хорошей внушаемости пациент с удивлением обнаружит, что его пальцы оцепенели и не сгибаются.
Внушение тепла и покалывания в руке.
Проводя медосмотр на одном из заводов города Челябинска, я повстречал рабочего, фаната «экстрасенсорики» и «биоэнергетики». Позицию его в этом вопросе можно было охарактеризовать, как «добросовестное заблуждение». Он просто был уверен в том, что обладает некими особенными сверхъестественными способностями. Как психиатр, я насторожился, провел дополнительный опрос, но подозрения мои не подтвердились: мужчина был психически абсолютно здоров. И я благодарен ему за еще одну пробу на внушаемость, которую он провел со мной, а я теперь могу поделиться этим секретом с вами. «Вызвать тепло в руке? Это ерунда! — заявил он, — положите руку на стол!» Я с интересом подчинился. Быстрым, уверенным движением мой «коллега» поднес свою ладонь к тыльной стороне моей кисти. Растопырив пальцы, он держал свою руку сантиметрах в пятнадцати над моей. При этом он смотрел в сторону, мимо меня. Прошло 10–20 томительных секунд. И тут «экстрасенс» меня спрашивает: «Что чувствуете?» Что я почувствовал? Конечно, тепло и покалывание в тыльной части кисти. Потому что подсознание наше иррационально. Это был разрыв шаблона (шаблоном в данном случае была бы ситуация, когда я взял бы инициативу на себя, продолжал бы обследование). Обратите внимание на очень важный и существенный момент, ради которого я так подробно описываю этот случай. Несмотря на то, что я врач психиатр-нарколог, критически отношусь к так называемой «биоэнергетике» и «экстрасенсорике», и не просто критически, а с изрядной долей иронии, проба на внушаемость была положительной. Только «коллега» мой не знал, что он проводит пробу на внушаемость. Успеху дела не препятствовал тот факт, что я не верил в его так называемые «экстрасенсорные» способности, а он проводил пробу с искренней убежденностью в обратном. Его уверенное поведение обошло все мои фильтры и мое рациональное, критическое отношение ко всему происходящему. Ощутив же тепло в кисти, я был убежден, что это моя внушаемость, но никак не энергия, излучаемая «экстрасенсом». Вот и все.
Как бы критично ни был настроен ваш пациент, ваша внутренняя убежденность в том, что техники гипноза работают, что вы способны погрузить человека в транс, приведет к положительному результату, так же, как «экстрасенс» вызвал тепло в руке у меня. Покажите всем своим видом и поведением: «Да, ты образован, ты критически настроен, я уважаю твою позицию, но ты чего-то еще не знаешь. Я тебе сейчас это продемонстрирую».
Конец истории такой. На вопрос «экстрасенса» я ответил: «Ничего не чувствую». В ответ на это, нимало не смущаясь, мужчина убрал руку и ответил: «Значит, потом почувствуете, позже. Тепло или покалывание, это может распространиться и на предплечье, и выше». Каково? Это настоящий мастер-класс, учитесь!
Тест падающей руки. Этот тест на внушаемость для любопытных. То есть сам по себе к развитию транса он не приводит. Какую-то почву для последующей индукции, он, конечно, подготавливает, но не более. Ценность этого метода в том, что испытуемый не подозревает о цели проводимой пробы и внушаемость может быть оценена незаметно для него. Обычно это важно, если психотерапевт хочет быть уверен, что директивная техника индукции сработает. Тест проводится в положении сидя. Пациент кладет руки на бедра. Дается инструкция расслабить мышцы рук. Затем психотерапевт берет правую или левую руку испытуемого за запястье, приподнимает ее в воздух и отпускает. Рука должна упасть на бедро, где и лежала до этого. Так повторяется несколько раз. Затем, когда в очередной раз рука поднята за запястье, нужно отпустить ее таким образом, чтобы она упала мимо бедра, еще ниже. При хорошей внушаемости расслабленная рука упадет вниз и повиснет, как плеть. При неудовлетворительной внушаемости пациент задержит падение руки.
Внушение тяжести в руках. В процессе беседы попросите пациента положить руки на стол. Спросите его: «Дайте себе отчет, что ощущаете контакт ладоней с поверхностью стола. Чувствуете, что руки становятся тяжелее, наливаются тяжестью?» При положительном ответе проба положительная. Если будет необходимо, можно продолжить наведение транса, усиливая ощущения тяжести и релаксации в руках и во всем теле.
«Вкус лимона». Техника состоит в том, что вы просто описываете пациенту процесс нарезания лимона на тонкие ломтики, со смаком, со вкусом. У внушаемых наблюдается обильное слюноотделение. На мой взгляд, не очень впечатляющая и информативная проба. Разве у вас сейчас не началось слюноотделение?
«Каталепсия век». Проведите небольшое обследование пациента: проверьте реакцию зрачков на свет, попросите следить за кончиком вашего пальца, которым поводите вправо-влево, вверх-вниз. Затем попросите закрыть глаза и скажите: «Не удивляйтесь, я сейчас надавлю немного и вы не сможете открыть глаза». Надавите пальцами в области надбровных дуг, больших усилий не прилагайте. У людей с повышенной внушаемостью глаза открываются либо с трудом, возникает ощущение тяжести век, либо не открываются совсем. Не забудьте снять каталепсию поглаживанием по надбровным дугам и словами: «Веки легкие и глаза легко открываются. Я снимаю свое воздействие».
Надеюсь, вам становится понятен принцип проведения проб на внушаемость. Возможно вы, уважаемый читатель, сможете продолжить импровизацию на эту тему самостоятельно.
Тест падения вперед. Если клиент (пациент) успешно потерял равновесие в предыдущем тесте (человек может просто покачнуться назад, при хорошей же внушаемости — падает), то можно переходить к тесту падения вперед. У вас может возникнуть вопрос: а к чему, собственно, продолжать эти тесты, ведь внушаемость проверена: рука уже потяжелела, равновесие человек потерял — значит, внушаем, можно проводить сеанс гипноза. Друзья мои, сеанс уже идет, он в самом разгаре! Гипноз начинается с первой секунды общения пациента и врача, клиента и гипнотизера. Абсолютно необязательно так называемое официальное наведение транса. Человек может и не знать, что его гипнотизируют.
Мне припомнился такой случай. Как-то в беседе с одним челябинским психотерапевтом я заметил, что «проваливаюсь» в транс. Собрав в кулак весь свой профессионализм, я из этого состояния вышел и вел беседу уже более осторожно, так как целью моего визита был не сеанс гипноза, а обсуждение более насущных проблем. Вот так, просто поговорили. Со временем и у вас это будет получаться. Вы сможете отрабатывать навыки гипноза и внушения в быту, в общении с окружающими. Остановлюсь на этом случае подробнее, чтобы не быть неправильно понятым. Погружался в транс я не потому, что мой собеседник пытался манипулировать мной (в целях развлечения или тренировки, например), дело в профессиональном стиле беседы, наработанном годами и… в моей голове. Потому что способность погружаться в транс — это свойство человека, его особенность. И многое зависит от настроя собеседников, предварительной установки. В моей ситуации я знал, что беседую с практикующим гипнотизером, с внушаемостью у меня (как и у большинства людей) все нормально, размеренный ритм беседы, спокойный доброжелательный голос собеседника, который по привычке (беседа проходила в его кабинете), на уровне профессиональных рефлексов, «подстроился» и «повел». Просто выработался соответствующий стиль общения.
Итак, проводите тесты именно в том порядке, как я их описываю. От теста к тесту внушаемость и доверие испытуемого будут усиливаться. Многие пробы на внушаемость используются для погружения в гипноз Например, предыдущий, с падением назад. После того, как человек теряет равновесие, его усаживают или укладывают и продолжают внушение: «Расслабление нарастает, усиливается тяжесть в ногах. Сейчас я прикоснусь к вашему лбу, а когда я отниму руку, вы заснете». Убирая руку со лба, приказываете: «Спать». Это так называемый мгновенный гипноз.
Вернемся к тесту падения вперед. Испытуемый в позе стоя, ноги вместе. Вы находитесь напротив в такой позиции: левая нога выставлена вперед, стоите на расстоянии вытянутой руки от оппонента. Даете инструкцию: «Смотрите мне в глаза». Сами же смотрите в переносицу. Можете тоже в глаза, это сложнее, но некоторым так удобнее. Затем обе руки кладете клиенту на виски, и внушаете: «Через некоторое время я уберу руки и вас плавно, все сильнее и сильнее потянет вперед, прямо на меня, вы упадете. Не бойтесь, я вас подхвачу». Сделав паузу секунд в 20–30, отнимите ладони от висков испытуемого и плавно перенесите вес своего тела на правую ногу, отдаляясь назад. Клиент начнет падать на вас. Будьте все время начеку при проведении проб с потерей равновесия, вы должны быть готовы удержать падающего человека.
Обычно на этом проведение тестов я заканчиваю и приступаю непосредственно к сеансу гипноза. Иногда же удачно проведенный тест служит началом индукции. Но вы можете выбрать для себя из предложенных ниже тестов что-то другое, более подходящее для себя.
Тест «сцепленных рук» (прием В. Е. Рожнова). Это директивная техника. Усадите пациента на стул. Встаньте прямо перед ним. Ваше поведение директивное, властное, с ноткой агрессивности. Взгляд гипнотизирующий, жесткий. Приказываете: «Смотреть мне прямо в глаза, не отрываясь!» Пациент сидит на стуле, а вы стоите перед ним, возвышаясь. В такой ситуации удобно смотреть пациенту в один глаз. Лично я обычно выбираю левый. У Владимира Леви я вычитал очень остроумную присказку-заклинание, которая очень хорошо помогает: «Два сильнее, чем один». Ваша задача — доминирование, это должно читаться в вашем взгляде, вы должны это чувствовать. Или можете чувствовать нечто другое, но покажите, будто ощущаете именно это: вы хозяин положения, вы приказываете, управляете.
Затем дайте инструкцию.
«Сцепите пальцы рук в "замок".
(Давая такую инструкцию, покажите пациенту наглядно, что он должен сделать, продемонстрируйте на себе, как надо сложить пальцы.)
Сожмите крепко, очень крепко и держите так. Сожмите пальцы крепко и смотрите мне в глаза, не отрываясь! Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь. Как только я положу свою руку на ваши руки, они начнут неметь и деревенеть. Потом я сосчитаю до пяти и вы не сможете разжать руки.
(После этого положите свою ладонь на «замок» вашего пациента, накрывая его сверху. Контакт должен быть достаточно плотным, тесным. В ходе дальнейших внушений можно даже покрепче сжать своей рукой руки гипнотизируемого, массируя их.)
Один — пальцы сжимаются все сильнее. Вы чувствуете, как растет напряжение в руках. Два — пальцы сжимаются все сильнее, руки деревенеют. Три — ваши руки притягиваются друг к другу, словно магниты, очень мощные магниты! Ваши руки оцепенели, пальцы сжимаются все сильнее! Четыре — руки сжимаются еще сильнее, руки сжались крепко-крепко, они деревенеют еще больше! Пять! — ваши руки одеревенели, они сжаты крепко-крепко, вы уже не можете их разжать! Прилагайте усилия, пробуйте! Ничего не получается!»
Сразу же после слов «ничего не получается!», для усиления эффекта внушения, возьмите пациента за запястья и попытайтесь «разорвать» «замок» из пальцев. Особенно не старайтесь, можно сделать вид, что пытаетесь сделать это усердно, но больших физических усилий прилагать не надо. После этого уберите свою руку с «замка» пациента и предоставьте ему возможность попытаться «расцепить» замок самостоятельно, комментируя это словами:
Чем сильнее вы стараетесь разорвать руки, тем сильнее сжимаются ваши пальцы, чем сильнее вы пытаетесь, тем сильнее деревенеют ваши руки».
Обычно, когда я встречаю в книгах по гипнозу описание различных тестов на внушаемость, мне становится смешно, когда я вдруг понимаю, что «как скрепить руки» — описывается подробно, а как правильно отменить внушенный феномен — нет. Так и представляется большое количество людей, равное тиражу книги, растерянно бродящее тут и там со сцепленными руками. Предположим, что проба прошла удачно: пациент не может разжать руки. Что делать дальше? Возможны два варианта: или продолжить наведение транса, или отменить внушенную каталепсию. Как отменить внушенную каталепсию? Просто даете приказание: «Пальцы легкие и легко двигаются!» При этом желательно наглядно, на себе показать, каким образом можно разжать руки, а потом слегка постучать по «замку» из пальцев своей рукой, подчеркивая тем самым, что вы снимаете свое воздействие. После этого поинтересуйтесь самочувствием пациента, и если имеются остаточные внушенные феномены (онемение, покалывание, слабость в руках), нужно дать инструкцию: «Сила в руках восстанавливается, восстанавливается чувствительность». Это правило универсально для всех других проб на внушаемость: всегда отменяйте действие внушенных феноменов! Просто скажите: «Я отменяю тяжесть, я отменяю оцепенение» и так далее. Что внушали, то и отменяйте.
Если же вы решили продолжить сеанс гипноза и углубить транс, то можно перейти к любой приемлемой, на ваш взгляд, технике гипноза для индукции и углубления, приведенной в главе «Индукция».
«Пальцы, как гвозди». Другой вариант внушенной каталепсии. Пациенту предлагается раскрыть ладонь, растопырить пальцы и напрячь их. Затем внушаете: «Сейчас я сосчитаю до пяти и вы не сможете сжать пальцы в кулак. Один — напрягли мышцы, напряжение растет. Два! — я прикасаюсь к вашим пальцам (слегка постукиваете своими пальцами по кончикам пальцев пациента) и оцепенение и напряжение еще больше нарастают. Три — пальцы немеют, напряжение нарастает, они становятся деревянными! Четыре! — прикосновение моих рук вызывает полное одеревенение, полное оцепенение ваших пальцев. Невозможно пошевелить ни одним пальцем (еще раз постукиваете по кончикам пальцев). Пять! — пальцы стали как деревянные, полностью неподвижные, невозможно пошевелить ни одним пальцем. Можете попробовать сжать пальцы в кулак, но у вас ничего не получится. Пальцы как деревянные, напряженные, они застыли в таком положении». При хорошей внушаемости пациент с удивлением обнаружит, что его пальцы оцепенели и не сгибаются.
Внушение тепла и покалывания в руке.
Проводя медосмотр на одном из заводов города Челябинска, я повстречал рабочего, фаната «экстрасенсорики» и «биоэнергетики». Позицию его в этом вопросе можно было охарактеризовать, как «добросовестное заблуждение». Он просто был уверен в том, что обладает некими особенными сверхъестественными способностями. Как психиатр, я насторожился, провел дополнительный опрос, но подозрения мои не подтвердились: мужчина был психически абсолютно здоров. И я благодарен ему за еще одну пробу на внушаемость, которую он провел со мной, а я теперь могу поделиться этим секретом с вами. «Вызвать тепло в руке? Это ерунда! — заявил он, — положите руку на стол!» Я с интересом подчинился. Быстрым, уверенным движением мой «коллега» поднес свою ладонь к тыльной стороне моей кисти. Растопырив пальцы, он держал свою руку сантиметрах в пятнадцати над моей. При этом он смотрел в сторону, мимо меня. Прошло 10–20 томительных секунд. И тут «экстрасенс» меня спрашивает: «Что чувствуете?» Что я почувствовал? Конечно, тепло и покалывание в тыльной части кисти. Потому что подсознание наше иррационально. Это был разрыв шаблона (шаблоном в данном случае была бы ситуация, когда я взял бы инициативу на себя, продолжал бы обследование). Обратите внимание на очень важный и существенный момент, ради которого я так подробно описываю этот случай. Несмотря на то, что я врач психиатр-нарколог, критически отношусь к так называемой «биоэнергетике» и «экстрасенсорике», и не просто критически, а с изрядной долей иронии, проба на внушаемость была положительной. Только «коллега» мой не знал, что он проводит пробу на внушаемость. Успеху дела не препятствовал тот факт, что я не верил в его так называемые «экстрасенсорные» способности, а он проводил пробу с искренней убежденностью в обратном. Его уверенное поведение обошло все мои фильтры и мое рациональное, критическое отношение ко всему происходящему. Ощутив же тепло в кисти, я был убежден, что это моя внушаемость, но никак не энергия, излучаемая «экстрасенсом». Вот и все.
Как бы критично ни был настроен ваш пациент, ваша внутренняя убежденность в том, что техники гипноза работают, что вы способны погрузить человека в транс, приведет к положительному результату, так же, как «экстрасенс» вызвал тепло в руке у меня. Покажите всем своим видом и поведением: «Да, ты образован, ты критически настроен, я уважаю твою позицию, но ты чего-то еще не знаешь. Я тебе сейчас это продемонстрирую».
Конец истории такой. На вопрос «экстрасенса» я ответил: «Ничего не чувствую». В ответ на это, нимало не смущаясь, мужчина убрал руку и ответил: «Значит, потом почувствуете, позже. Тепло или покалывание, это может распространиться и на предплечье, и выше». Каково? Это настоящий мастер-класс, учитесь!
Тест падающей руки. Этот тест на внушаемость для любопытных. То есть сам по себе к развитию транса он не приводит. Какую-то почву для последующей индукции, он, конечно, подготавливает, но не более. Ценность этого метода в том, что испытуемый не подозревает о цели проводимой пробы и внушаемость может быть оценена незаметно для него. Обычно это важно, если психотерапевт хочет быть уверен, что директивная техника индукции сработает. Тест проводится в положении сидя. Пациент кладет руки на бедра. Дается инструкция расслабить мышцы рук. Затем психотерапевт берет правую или левую руку испытуемого за запястье, приподнимает ее в воздух и отпускает. Рука должна упасть на бедро, где и лежала до этого. Так повторяется несколько раз. Затем, когда в очередной раз рука поднята за запястье, нужно отпустить ее таким образом, чтобы она упала мимо бедра, еще ниже. При хорошей внушаемости расслабленная рука упадет вниз и повиснет, как плеть. При неудовлетворительной внушаемости пациент задержит падение руки.
Внушение тяжести в руках. В процессе беседы попросите пациента положить руки на стол. Спросите его: «Дайте себе отчет, что ощущаете контакт ладоней с поверхностью стола. Чувствуете, что руки становятся тяжелее, наливаются тяжестью?» При положительном ответе проба положительная. Если будет необходимо, можно продолжить наведение транса, усиливая ощущения тяжести и релаксации в руках и во всем теле.
«Вкус лимона». Техника состоит в том, что вы просто описываете пациенту процесс нарезания лимона на тонкие ломтики, со смаком, со вкусом. У внушаемых наблюдается обильное слюноотделение. На мой взгляд, не очень впечатляющая и информативная проба. Разве у вас сейчас не началось слюноотделение?
«Каталепсия век». Проведите небольшое обследование пациента: проверьте реакцию зрачков на свет, попросите следить за кончиком вашего пальца, которым поводите вправо-влево, вверх-вниз. Затем попросите закрыть глаза и скажите: «Не удивляйтесь, я сейчас надавлю немного и вы не сможете открыть глаза». Надавите пальцами в области надбровных дуг, больших усилий не прилагайте. У людей с повышенной внушаемостью глаза открываются либо с трудом, возникает ощущение тяжести век, либо не открываются совсем. Не забудьте снять каталепсию поглаживанием по надбровным дугам и словами: «Веки легкие и глаза легко открываются. Я снимаю свое воздействие».
Надеюсь, вам становится понятен принцип проведения проб на внушаемость. Возможно вы, уважаемый читатель, сможете продолжить импровизацию на эту тему самостоятельно.
вторник, 29 марта 2016 г.
понедельник, 28 марта 2016 г.
Тесты и пробы на внушаемость и гипнабельность. Часть 1
Тесты и пробы на внушаемость и гипнабельность - это первый шаг на пути развития гипнотизера и к осознанию механизма работы директивного и эстрадного гипноза.
Внушаемость - это в той или иной степени выраженная способность человека воспринимать без критики позицию собеседника, его утверждения, идеи. Причем внушаемость — это не гипнабельность. Очень многие маловнушаемые люди вполне гипнабельны.
В силу ряда причин я использую ритуал проведения проб на внушаемость с театральной целью (потому что ритуалы официального наведения транса важны для пациентов, которые приходят ко мне) и, во-вторых, с целью подготовительной (так как ритуал проведения проб сам по себе индуцирует транс, повышает доверие к врачу). Поскольку я приверженец эриксоновского подхода, то «все смешалось в доме Облонских», ежеминутно я применяю и методы Милтона Эриксона, и директивные методики.
Итак, предварительная беседа проведена, все мифы, заблуждения и тревога благополучно рассеяны. Можно приступать к тестам на внушаемость. В случае положительного теста сама процедура теста может привести к погружению в транс. Я приведу эти тесты в той последовательности, в которой провожу их сам. Отмечу, что если не пройден первый тест, не следует переходить к следующему, так как вероятность неудачи возрастает. Осваивать их нужно в той же последовательности. Не переходите к освоению следующего теста, если не добились хороших результатов в предыдущем.
«Экстрасенсорика». Это эриксонианский подход. Вариант вызывания тепла и онемения, покалывания в руках. Обратите внимание, мы ожидаем какой-то реакции, не навязывая свое представление о том, что произойдет. Создается иллюзия выбора, неопределенности: то ли покалывание будет, то ли ощущение легкости… То ли в правой, то ли в левой руке. И вы не приказываете, а с любопытством ожидаете вместе с пациентом какой-нибудь реакции.
Попросите пациента положить руки на стол или бедра ладонями вниз. Предложите ощутить вес своих рук, лежащих на столе (бедрах). Попросите подать знак (все равно какой, можно просто сказать), когда в правой или левой кисти (интересно, какой из них будет первой?) возникнут ощущения тяжести, либо прилив тепла, либо покалывание в кончиках пальцев… Затем держите свои ладони над тыльной поверхностью кистей рук испытуемого. Постарайтесь вызвать у себя ощущения тепла в кистях рук. Никакого потаенного смысла в этом нет, просто испытуемый может ощутить тепло, исходящее от ваших ладоней, что может, в свою очередь, оказать дополнительное воздействие. Ведь гипнотизер оказывает воздействие всем, что у него есть — внешним видом, позой, жестами, интонацией, тембром голоса, словами. Скажите: «Давайте вместе понаблюдаем, в какой руке сначала появятся особые ощущения: в правой или левой? Это может быть ощущение тепла или покалывание в кончиках пальцев, ощущение тяжести или, наоборот, легкости». Если какие-то ощущения появляются, то проба положительная. Иногда появляются идеомоторные (самопроизвольные) подергивания и движения пальцев. В таком случае, можно развить успех, продолжая наведение транса, используя технику индукции «Левитация руки». Это очень надежный метод определения внушаемости, при надлежащем навыке психотерапевта практически у всех появляется какая-нибудь реакция. Важно только знать, что при высокой внушаемости эти реакции появляются быстро, а при более умеренной или слабой — медленно. Медленно, но появляются! Поэтому не спешите с выводами, дайте пациенту время для того, чтобы он откликнулся на ваши внушения. Если реакция нет, можете повторить текст еще раз, немного перефразировав его. Эта проба — фактически начало наведения транса.
Внушение тяжести в руке. Попросите испытуемого закрыть глаза и вытянуть руки вперед, горизонтально. Стоя или сидя. Затем внушающим тоном скажите: «Сейчас вы почувствуете нарастающую тяжесть в правой руке. Ваша правая рука тяжелеет, как будто заполняется изнутри густым, тяжелым свинцом. Сейчас я прикоснусь к вашей правой руке и ощущение тяжести усилится». Прикоснитесь к правой кисти испытуемого или возьмите ее и приподнимите на пару сантиметров, затем отпустите. Рука начнет опускаться ниже уровня левой. Продолжайте внушение: «Ощущение тяжести в правой руке усиливается. И чем выше вы пытаетесь поднять руку, тем тяжелее она становится. Пробуйте! Вы не можете! Чем больше вы стараетесь, тем сильнее ощущение тяжести».
Не давая особенно опомниться, похвалите клиента и себя: «Хорошо, у вас замечательно получается». И сразу переходите к следующему тесту.
Тест падения назад. Попросите испытуемого встать в такой позиции: пятки вместе, руки опущены. Глаза закрыты. Дайте инструкцию уверенным тоном, негромко, но решительно: «Расслабиться. Представьте, что вы лежите на диване и отдыхаете. Запрокиньте голову назад и положите мне на ладонь». Сами становитесь сбоку и кладете ладонь правой руки испытуемому на затылок. Затем следует внушение: «Сейчас я уберу руку и вы почувствуете, что вас тянет назад, тянет все сильнее, вы падаете, падаете!» Предварительно нужно предусмотреть, чтобы сзади клиента была либо стена, либо помощник, который сможет подхватить падающего испытуемого, либо нужно быть наготове самому, чтобы вовремя подстраховать падающего. Лучше, если клиент встанет на расстоянии полуметра от стены, повернувшись к ней спиной. Чтобы освоить этот (и другие) тесты, необходимо практиковаться. Гипноз, внушение — это в чьих-то руках ремесло, в чьих-то — искусство, но и ремесленники, и люди искусства должны много трудиться, чтобы достичь высот в том, чем они занимаются. Поэтому ключ к успеху — больше практики. Проводите эти тесты на друзьях, знакомых, коллегах, пациентах (в ходе осмотра и обследования, когда вы «описываете» больного в истории болезни). Нет необходимости афишировать цель тестов, можно объяснить это так: «Давайте проверим, насколько вы можете расслабиться, как вы умеете владеть тонусом мышц». В случае же с осмотром пациента вообще можно ничего не объяснять, если не возникнут вопросы. Как правило, они не возникают. Если же пациент интересуется, что это такое, я обычно спокойно объясняю все как есть.
Вообще врачам легче освоить директивный тон, не терпящий возражений, поскольку навык давать простые инструкции, требующие беспрекословного выполнения, нарабатывается годами, изо дня в день. Вспомните: «Дышите. Вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Повернитесь спиной». Или: «Сейчас вы почувствуете укольчик, не пугайтесь, потом вы ощутите распирание — это нормально…» И так далее. Коллеги, используйте этот навык в освоении техник гипноза, это именно то, что нужно. Попробуйте, не меняя тона, продолжить: «Сделайте вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Еще раз: вдох — медленный выдох, после этого вы почувствуете усиливающуюся тяжесть в правой руке». Все очень естественно, спокойно и уверенно. Поверьте, гипноз, внушение — работают, верим мы в это или нет.
Внушаемость - это в той или иной степени выраженная способность человека воспринимать без критики позицию собеседника, его утверждения, идеи. Причем внушаемость — это не гипнабельность. Очень многие маловнушаемые люди вполне гипнабельны.
В силу ряда причин я использую ритуал проведения проб на внушаемость с театральной целью (потому что ритуалы официального наведения транса важны для пациентов, которые приходят ко мне) и, во-вторых, с целью подготовительной (так как ритуал проведения проб сам по себе индуцирует транс, повышает доверие к врачу). Поскольку я приверженец эриксоновского подхода, то «все смешалось в доме Облонских», ежеминутно я применяю и методы Милтона Эриксона, и директивные методики.
Итак, предварительная беседа проведена, все мифы, заблуждения и тревога благополучно рассеяны. Можно приступать к тестам на внушаемость. В случае положительного теста сама процедура теста может привести к погружению в транс. Я приведу эти тесты в той последовательности, в которой провожу их сам. Отмечу, что если не пройден первый тест, не следует переходить к следующему, так как вероятность неудачи возрастает. Осваивать их нужно в той же последовательности. Не переходите к освоению следующего теста, если не добились хороших результатов в предыдущем.
«Экстрасенсорика». Это эриксонианский подход. Вариант вызывания тепла и онемения, покалывания в руках. Обратите внимание, мы ожидаем какой-то реакции, не навязывая свое представление о том, что произойдет. Создается иллюзия выбора, неопределенности: то ли покалывание будет, то ли ощущение легкости… То ли в правой, то ли в левой руке. И вы не приказываете, а с любопытством ожидаете вместе с пациентом какой-нибудь реакции.
Попросите пациента положить руки на стол или бедра ладонями вниз. Предложите ощутить вес своих рук, лежащих на столе (бедрах). Попросите подать знак (все равно какой, можно просто сказать), когда в правой или левой кисти (интересно, какой из них будет первой?) возникнут ощущения тяжести, либо прилив тепла, либо покалывание в кончиках пальцев… Затем держите свои ладони над тыльной поверхностью кистей рук испытуемого. Постарайтесь вызвать у себя ощущения тепла в кистях рук. Никакого потаенного смысла в этом нет, просто испытуемый может ощутить тепло, исходящее от ваших ладоней, что может, в свою очередь, оказать дополнительное воздействие. Ведь гипнотизер оказывает воздействие всем, что у него есть — внешним видом, позой, жестами, интонацией, тембром голоса, словами. Скажите: «Давайте вместе понаблюдаем, в какой руке сначала появятся особые ощущения: в правой или левой? Это может быть ощущение тепла или покалывание в кончиках пальцев, ощущение тяжести или, наоборот, легкости». Если какие-то ощущения появляются, то проба положительная. Иногда появляются идеомоторные (самопроизвольные) подергивания и движения пальцев. В таком случае, можно развить успех, продолжая наведение транса, используя технику индукции «Левитация руки». Это очень надежный метод определения внушаемости, при надлежащем навыке психотерапевта практически у всех появляется какая-нибудь реакция. Важно только знать, что при высокой внушаемости эти реакции появляются быстро, а при более умеренной или слабой — медленно. Медленно, но появляются! Поэтому не спешите с выводами, дайте пациенту время для того, чтобы он откликнулся на ваши внушения. Если реакция нет, можете повторить текст еще раз, немного перефразировав его. Эта проба — фактически начало наведения транса.
Не давая особенно опомниться, похвалите клиента и себя: «Хорошо, у вас замечательно получается». И сразу переходите к следующему тесту.
Тест падения назад. Попросите испытуемого встать в такой позиции: пятки вместе, руки опущены. Глаза закрыты. Дайте инструкцию уверенным тоном, негромко, но решительно: «Расслабиться. Представьте, что вы лежите на диване и отдыхаете. Запрокиньте голову назад и положите мне на ладонь». Сами становитесь сбоку и кладете ладонь правой руки испытуемому на затылок. Затем следует внушение: «Сейчас я уберу руку и вы почувствуете, что вас тянет назад, тянет все сильнее, вы падаете, падаете!» Предварительно нужно предусмотреть, чтобы сзади клиента была либо стена, либо помощник, который сможет подхватить падающего испытуемого, либо нужно быть наготове самому, чтобы вовремя подстраховать падающего. Лучше, если клиент встанет на расстоянии полуметра от стены, повернувшись к ней спиной. Чтобы освоить этот (и другие) тесты, необходимо практиковаться. Гипноз, внушение — это в чьих-то руках ремесло, в чьих-то — искусство, но и ремесленники, и люди искусства должны много трудиться, чтобы достичь высот в том, чем они занимаются. Поэтому ключ к успеху — больше практики. Проводите эти тесты на друзьях, знакомых, коллегах, пациентах (в ходе осмотра и обследования, когда вы «описываете» больного в истории болезни). Нет необходимости афишировать цель тестов, можно объяснить это так: «Давайте проверим, насколько вы можете расслабиться, как вы умеете владеть тонусом мышц». В случае же с осмотром пациента вообще можно ничего не объяснять, если не возникнут вопросы. Как правило, они не возникают. Если же пациент интересуется, что это такое, я обычно спокойно объясняю все как есть.
Вообще врачам легче освоить директивный тон, не терпящий возражений, поскольку навык давать простые инструкции, требующие беспрекословного выполнения, нарабатывается годами, изо дня в день. Вспомните: «Дышите. Вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Повернитесь спиной». Или: «Сейчас вы почувствуете укольчик, не пугайтесь, потом вы ощутите распирание — это нормально…» И так далее. Коллеги, используйте этот навык в освоении техник гипноза, это именно то, что нужно. Попробуйте, не меняя тона, продолжить: «Сделайте вдох — выдох. Не дышать. Дышите. Еще раз: вдох — медленный выдох, после этого вы почувствуете усиливающуюся тяжесть в правой руке». Все очень естественно, спокойно и уверенно. Поверьте, гипноз, внушение — работают, верим мы в это или нет.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)